Положение об условиях обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Контингент лиц с ОВЗ на 01.10.2022 г.
Информационный стенд
Информация об обучении инвалидов и лиц с ОВЗ в ГБПОУ ИО ЧТПрИС
Кадровое обеспечение образовательного процесса
Организация обучения лиц с ОВЗ и инвалидов
Основные мероприятия профориентации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью
План профориентационной работы
Социально-психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ
Организационно-нормативные требования |
|
Создание структурного подразделения |
ГБПОУ ИО «Черемховский техникум промышленной индустрии и сервиса» осуществляет образовательный процесс по программам профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья по следующим профессиям: 1. 13450 Маляр 2. 16185 Оператор швейного оборудования 3. 16675 Повар |
Локальные акты, регламентирующие организацию и оснащение образовательного процесса для лиц с ОВЗ и инвалидов |
1. Устав 2. Положение об организации и проведению текущего контроля знаний и промежуточной аттестации. |
Ведение специализированного учета лиц с ОВЗ |
Таблица специализированного учета лиц с ОВЗ |
Требования к кадровому обеспечению |
|
введение в штат должности тьютора, педагога – психолога, социального педагога и других необходимых специалистов с целью комплексного сопровождения их обучения |
В техникуме в соответствии со штатным расписанием имеются педагог-психолог, социальный педагог. Данные специалисты оказывают психолого-педагогическое сопровождение обучающихся из числа детей с ОВЗ и инвалидностью, что является одним из обязательных компонентов специальных образовательных условий в получении образования детей с ОВЗ и рассматривается как комплексная технология психолого-педагогической поддержки и помощи всем субъектам образовательных отношений |
Дополнительная подготовка педагогических работников с целью получения знаний о психофизических особенностях инвалидов и лиц с ОВЗ |
|
- сведения о педагогах, работающих с инвалидами и лицами с ОВЗ |
|
Введение при необходимости в штат должностей сурдопедагога, сурдопереводчика для обеспечения образовательного процесса обучающихся с нарушением слуха, тифлопедагога для обеспечения образовательного процесса обучающихся с нарушением зрения. |
|
Работа с абитуриентами из числа лиц с ОВЗ и инвалидов: |
|
Организация профориентационной работы с абитуриентами из числа инвалидов и лиц с ОВЗ |
Основные направления и формы профориентационной работы среди инвалидов и лиц с ОВЗ, их родителей: 1. Планово-организационное: - разработка плана работы по профориентации среди инвалидов и лиц с ОВЗ, их родителей; - организация взаимодействия с образовательными учреждениями среднего общего образования, в которых обучаются дети-инвалиды и с ОВЗ, специальными (коррекционными) образовательными учреждениями города Черемхово 2. Профориентационная диагностика: - проведение профессиональной диагностики абитуриентов и обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ. 3. Профориентационное консультирование: - проведение группового профконсультирования и карьерного консультирования для обучающихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ; - проведение индивидуального профконсультирования для абитуриентов, обучающихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ и их родителей (законных представителей). 4. Профориентационное информирование: - информирование абитуриентов из числа инвалидов и лиц с ОВЗ о различных сферах деятельности и разнообразии выбора будущей профессии, возможностях системы среднего профессионального образования в Иркутской области в оказании содействия в получении образования людям, имеющим различные нарушения; - участие в организации и проведении специализированных ярмарок учебных мест, выставок образования совместно ЦЗН и Управлениеми образования города Черемхово; - проведение дня открытых дверей в .5. Профессиональное воспитание обучающихся. 6. Разработка методического обеспечения деятельности по профориентации обучающихся, информационно-агитационных материалов для профориента-ционных мероприятий, а также материалов информационного и рекламного характера для размещения на сайте техникума. 7. Работа с родителями – индивидуальное консультирование, организация лектория для родителей План профориентационной работы: https://drive.google.com/file/d/1Zqc-q8ojzgd_x2BzI12WGF0ME-xQ3wu0/view Основные мероприятия профориентационной работы: https://drive.google.com/file/d/1dyFjvSBMmeBi_jZ6sIYtUOWw-BzhUUia/view |
Обеспечение информационной открытости ПОО для инвалидов и лиц с ОВЗ |
Имеются электронные учебники и учебно-методические материалы на электронных носителях, видеолекции, доступ к ЭБС. Электронная библиотека (учебники, учебные пособия) Интернет-ресурсы для использования в образовательном процессе в рамках дистанционного обучения |
Требования к доступности зданий и сооружений профессиональных образовательных организаций и безопасного в них нахождения |
|
- обеспечение доступности прилегающей территории, входных путей, путей перемещения внутри здания для различных нарушений функций организма человека; |
Центральный вход учебного корпуса обеспечен беспрепятственным подъездом к входной двери и оборудован кнопкой вызова дежурного. Для перемещения инвалида - колясочника на первом этаже здания имеется мобильный пандус.
|
- наличие специализированных мест в аудиториях для обучающихся с ОВЗ и инвалидов; |
На первом этаже учебного корпуса имеется учебный кабинет со свободным доступом к рабочему месту |
- наличие оборудованных санитарно-гигиенических помещений для обучающихся с ОВЗ и инвалидов; |
На первом этаже учебного корпуса имеются туалетные комнаты для студентов, в которых оборудованы кабинки для инвалидов
Женский туалет Мужской туалет |
- наличие системы сигнализации и оповещения для обучающихся в ОВЗ и инвалидов; |
Все объекты техникума оборудованы системой оповещения при пожаре с громкоговорителями |
Требования к материально-техническому обеспечению образовательного процесса |
|
Требования к адаптации образовательных программ среднего профессионального образования адаптационных дисциплин: |
|
Включение в вариативную часть ОП СПО адаптационных дисциплин |
1. 16185 Оператор швейного оборудования 2. 13450 Маляр 16675 Повар |
Выбор методов обучения для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ |
|
Обеспечение обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ печатными и электронными образовательными ресурсами, в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья |
Программное обеспечение NVDA – Социально-информационный проект для людей с особыми потребностями по зрению, использующих бесплатную программу экранного доступа. Скачать NVDA |
Выбор мест прохождения практики для обучающихся с ОВЗ и инвалидов с учетом требований их доступности |
Маляр:
Повар: Оператор швейного оборудования:
|
Проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся с учетом особенностей нарушений функций организма обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов |
Форма проведения текущей и государственной итоговой аттестации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации. Положение об организации и проведению текущего контроля знаний и промежуточной аттестации.
|
Разработка при необходимости индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов |
Обучающиеся с ограниченными возможностями и инвалиды здоровья могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом их особенностей и образовательных потребностей.
|
Подготовка к трудоустройству и содействие трудоустройству выпускников из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и их закреплению на рабочих местах |
Помощь в составлении и размещении резюме. Консультирование по вопросам подготовки к собеседованию. Предоставление информации о вакансиях. Психологическая поддержка. Оказание правовой помощи.
|
Требования к организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий |
|
Использование средств организации электронного обучения, позволяющих осуществлять прием-передачу информации в доступных формах в зависимости от нарушений функций организма человека |
На сайте техникума имеется версия для слабовидящих.
|
Обеспечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов учебно-методическими ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья. |
Электронные библиотечные системы: Оператор швейного оборудования
|
Обеспечение сочетания on-line и off-line технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий |
Для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в техникуме возможны сочетания on-line и off-line технологий в модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда Moodle https://chtpris38.ru/ |
Требования к комплексному сопровождению образовательного процесса и здоровьесбережению |
|
Осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в соответствии с рекомендациями федеральных учреждений медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии |
Комплексное сопровождение лиц с ОВЗ и инвалидностью в техникуме включено в структуру образовательного процесса, определяется его целями, построением, содержанием и методами. Организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного образования. Организационно-педагогическое сопровождение включает в себя: - контроль за посещаемостью занятий; ¢ - помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания; - организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих обучающихся; - содействие в прохождении промежуточных аттестаций, сдаче зачетов, экзаменов, ликвидации академических задолженностей; - коррекцию взаимодействия обучающегося и преподавателя в учебном процессе; - консультирование преподавателей и сотрудников по психофизическим особенностям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, коррекцию трудных ситуаций; - периодические инструктажи и семинары для преподавателей, методистов и иную деятельность. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для обучающихся, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации. Оно направлено на изучение, развитие и коррекцию личности обучающегося, ее профессиональное становление с помощью психодиагностических процедур, психопрофилактики и коррекции личностных искажений. Медицинско-оздоровительное сопровождение включает диагностику физического состояния обучающихся, сохранение здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе. поддержку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при Социальное сопровождение - это совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную инклюзивном образовании, включая содействие в решении бытовых проблем, проживания в общежитии, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения. https://drive.google.com/file/d/1ShfNxHWGS97QaTtUGKAUxjpevynUcMBD/view
|
Установление профессиональной образовательной организацией особого порядка освоения дисциплины "физическая культура" |
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов ГБПОУ ИО «Черемховский техникум промышленной индустрии и сервиса» предусматривает освоение дисциплины «Адаптивная физическая культура». Программа разработана с целью повышение реабилитационного потенциала обучающихся с ОВЗ через коррекцию физического развития. Развитие и поддержание интереса занятиями адаптивной физкультурой как образа жизни. В ходе реализации программы оценивается уровень физического развития, развитие координации движений. Формами подведения итогов реализации программы являются: - включенное наблюдение за обучающимися в процессе учебно-тренировочных занятий; - проверка выполнения отдельных упражнений; - выполнение установленных для каждого индивидуально заданий. |
Оснащение профессиональных образовательных организаций спортивным оборудованием, адаптированным для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с различными нарушениями функций организма человека |
|
Создание в профессиональной образовательной организации толерантной социокультурной среды, волонтерской помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам |
Для осуществления личностного, индивидуализированного социального сопровождения обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья специалисты техникума используют такую форму сопровождения, как волонтерское движение среди студентов. В техникуме с 2014 году ведет свою работу центр волонтерского движения «Вектор добра», в работу которого включаются и обучающиеся из числа детей с ОВЗ. Волонтерское движение не только способствует социализации данной категории обучающихся, но и способствует более тесному взаимодействию студентов с ними, развивает процессы интеграции в молодежной среде. Информация об организации работы Центра волонтерского движения «Вектор добра» http://чтприс38.рф/index.php?option=com_content&view=article&id=314:tsentr-volonterskoj-deyatelnosti&catid=141&Itemid=101
|
Наличие отделения поликлиники или медпункта в профессиональной образовательной организации |
|